Lūsiņa INegribu būt nejūtīga mūmija [Не хочу быть бесчувственной мумией]. 2012. gada intervija ar dejotāju Alekseju Avečkinu.// Diena.- 2013 gada.- 19. Augusts

Инесе Лусиня
«Не хочу быть бесчувственной мумией»

http://www.diena.lv/kd/intervijas/negribu-but-nejutiga-mumija-2012-gada-intervija-ar-dejotaju-alekseju-aveckinu-13943020

«Самое сложное в балете - это оставаться человеком. Тем человеком, которому не стыдно смотреть на себя в зеркало», - говорит Алексей Овечкин, который будет танцевать в новой постановке балета „Баядера” в Латвийской Национальной опере.
Для меня весна - любимое время года, ведь это рождение новой жизни, начало чего-то хорошего. С весной у меня ассоциируется красота и чувство счастья. Я всегда жду, когда зацветет сирень,- глубоко вдохнув весенний воздух, говорит премьер ЛНО Алексей Овечкин.

Причина нашего интервью - премьера балета Баядерка – Людвига Минкуса и Мариуса Петипа, которая состоится 20 апреля. Алексею в этой постановке нужно перенестись в Индию (на сцене это реализовала художник по костюмам и сценограф Инара Гауя), в этом спектакле Алексей исполнит роль любящего воина Солора в хореографии Айварса Лейманиса.

Однако наш разговор между жизнью и сценой начался о весне.


Обожаю сирень и каждую весну еду в Добеле, где в огромном саду цветет больше ста сортов сирени. Это потрясающе, мне кажется, в целом мире нет такого второго сада с таким разнообразием сирени! Жду время, когда снова смогу туда поехать и дышать, и дышать этим запахом!

Может вы ребенок весны, т. е. родились весной?

Да, я родился в мае. Мы все в моей семье родились в мае - мама, сестра и я.
Я родился в Бресте, в Белоруссии, где на границе с Польшей в крепости началась Вторая мировая война. И до 10 лет жил жизнью обычного ребенка. Я это называю «детский суповой набор» с играми и войнушками. А потом в один миг я взял и уехал.

В 10 лет? Один? Куда? 

В балетную школу в Минске. В Бресте я учился в школе с музыкальным уклоном и тогда образование еще было в цене: педагоги из хореографических училищ ездили отбирать талантливых детей из музыкальных школ и школ с танцевальным уклоном. Плохо, что теперь эта система утеряна. Нужно ездить, показывать, рассказывать! Ведь многие дети даже не знают, что в мире есть профессия танцовщик балета. Так и мои родители были очень далеки от искусства. В школу с музыкальным уклоном я ходил лишь потому, что та находилась через улицу от нашего дома. Гостья, которая позже стала моим педагогом классического балета, меня спросила: хочешь танцевать в балете? Конечно, хочу,- ответил я, даже не зная, что это такое. Однако дома заявил: мама, я еду в Минск! Она думала, что это шутка. А я загорелся этим, это же было настоящее приключение для меня. Сесть в поезд и отправиться в путь, примерно 300-400 км. Только когда мама стала укладывать мои зимние вещи в сумку, я спросил: а что, я и зимой там буду жить?
Перед этим были вступительные экзамены с огромным конкурсом, было 500 детей, а принимали всего 20 мальчиков и 20 девочек. Казалось, меня не возьмут, там ведь было столько умных и смелых детей из семей танцоров, а я смущенно стоял в стороне, думая про себя, куда я попал. И все-таки выбрали меня и я остался. Так началась моя самостоятельная жизнь. Она меня многому научила. Она же и создала мой характер. Как в хорошем смысле, так и в не очень хорошем. Теперь уже как есть, меняться уже поздно. Тогда должно было случиться что-то такое, что перевернуло мою жизнь с ног на голову.

А что - хорошее и плохое?

Я рано стал учиться жить самостоятельно. Мне все приходилось делать самому, зная, что никто не поможет. Ты либо делаешь сам, либо не делаешь. Сегодня это мне очень помогает, так как моя профессия требует железного характера и строгой дисциплины. Жизнь в Минске меня основательно закалила. В общежитии пришлось многое пережить, потому что дети бывают очень жестокими, часто подростки издевались над младшими детьми, а воспитательница была одна на весь этаж.

Такая ранняя самостоятельность зацикливает на себе. Конечно, эгоизм в нужных пропорциях необходим, но иногда понимаешь, что так сконцентрирован на профессии и на себе, что перестаешь что-либо замечать вокруг. Жизнь вокруг проходит мимо, параллельно и отдаленно. Плохо это или хорошо, но я так устроен. Если что-то делаю, то на полную катушку, мне трудно было отключиться, потому что раньше балет для меня был всем, ничего важнее не было!

А сейчас?

Теперь мой мир расширился и отношение изменилось. Это нормально, потому что когда себя знаешь и уже чего-то достиг, понимаешь - это сделано и теперь можно посмотреть на свою профессию с другой стороны.

Балет больше не является всем смыслом вашей жизни?

Он занимает большую часть моей жизни, однако я стал открывать и другие двери. Чувствую, что больше не зациклен на нем. Могу теперь открыть окно в мир и посмотреть, что там видно. Во-первых, я стал больше общаться с друзьями. Раньше я им уделял мало времени. Всегда был так занят работой, что тратить энергию на что-либо еще было в тягость. Теперь же с радостью -раз! и отключаюсь. У меня есть несколько друзей, с которыми могу говорить абсолютно обо всем. Мы можем вместе путешествовать, поехать к морю и весь день провести в разговорах не о балете.
Во-вторых, я открыл для себя драматический театр. Я вошел на эту новую сцену с большим трепетом, с трясущимися ногами и открыл для себя новый мир, который совсем не похож на балет. Я это сделал с намерением поменять свое восприятие мира.

Почему?

Балет это узкое направление, которое тебя связывает так, что дальше кончика своего носа ты не видишь. Ты концентрируешься и превращаешься в ледяную мумию, которая больше не способна ни чувствовать, ни слышать другого человека, ни понять что-то другое кроме балета. В один момент я понял, что не могу больше переживать живые эмоции. Как будто не хватает свежего воздуха. Танцуя, повторяю штампы, из-за рутины стал повторять сам себя, не проживать, а только изображать эмоции, которые пережил раньше. Это уже не открытие, это уже не вдохновение. Я видел, как таким образом «замерзают» другие танцоры, как превращаются в мумии. Это жутко! Когда стал понимать, что и со мной происходит подобное, что я леденею, как в сказке про Снежную королеву, понял: если ничего не изменю, стану таким же.

Как избежать такого оледенения?

Меня спасло стечение обстоятельств. Поскольку хореографу Кшиштофу Пастору, который делал несколько постановок в Латвии, нужен был ассистент в Польше, а потом в Чехии, для того, чтобы поставить балет Опасные связи Артура Маскатса, который я танцевал в Риге, он позвонил мне и сказал: слушай, мне нужно ставить этот балет, а я ничего не помню.Тебе нужно ехать и ставить! Это было потрясающе - заглянуть в балет изнутри не танцуя в нем, создавать его полностью из ничего, учить танцоров и придумывать их образы, вскармливать их как детей, а потом наблюдать как они растут и становятся думающими танцовщиками. Этот процесс дал мне первые ростки в свободном пространстве. Потом позвонил режиссер Юрий Еремин из Московского театра им. Моссовета… Мне нужен актер, который умеет на сцене и танцевать и говорить, сказал он. Меня уговорили не говорить «нет» сразу, а поехать и показаться в Москве. Понятно, что я очень волновался. У артиста балета речевой аппарат совсем отключен и разговоры - это первое что нам запрещают: молчи и только делай! Я поехал в Москву. Еремин попросил меня выйти на сцену и говорить с ним, как мы сейчас разговариваем с вами. Только я нахожусь на сцене, а режиссер в зале. Позже мне сказали, что я выдержал отбор на 70 процентов. Теперь я каждый месяц езжу играть в спектакле Кастинг театра им. Моссовета. Это драматический спектакль, в основе которого знаменитый мюзикл CHORUS LINE/Линия хора или американская версия по мотивам - «Кордебалет». Есть знаменитый одноименный фильм с Майклом Дугласом в главной роли. В мюзикле надо танцевать, петь и говорить. В нашем спектакле мы только танцуем и говорим. Прошел год и только теперь я чувствую себя свободно в спектакле. Это постановка про танцоров. Я исполняю главную роль Михаила Новикова, звезды балета, который в конце своей яркой карьеры приходит на кастинг в кордебалет. Для него это попытка вернуться на родину, в Россию, к любимой женщине, которая когда-то была его женой, он ее оставил, чтобы построить карьеру на западе. Спустя восемь лет Михаил понимает, что потерял в жизни самое важное, самое дорогое, и решает это вернуть, жертвуя профессией. Именно эта женщина является режиссером спектакля, к которой он, мировая звезда, пришел проситься в кордебалет. В роли режиссера - Алла Сигалова. Премьера прошла в марте прошлого года. Играем по два-три спектакля в месяц. Уже сыграл более 30 спектаклей.

Есть ли следующие предложения?

Ведутся переговоры. Есть несколько предложений в театре, но я еще думаю. Одно дело эксперимент, в котором я что-то открываю и осиливаю, и совсем другой вопрос - действительно ли посвятить себя драматическому театру. Совмещать это с балетом очень трудно, абсолютно разные направления в искусстве. Язык артиста балета условный и все в балете основывается на физике, открытые эмоции передаются с помощью тела и движения – только так и по-другому - ни шагу, так как существуют традиции, особенно в классическом балете. На мой взгляд, классический репертуар сегодня потерял многое, наше поколение потеряло вдохновение от ежесекундного переживания. Осталась только форма, а содержание исчезло. Отчего сегодня можно увидеть так мало хорошего в классическом репертуаре? Потому что техника танца, этот солнечный цирк с тройными и пятикратными прыжками, чем выше - тем лучше, техника развилась настолько, что многие уже не могут вырваться из ее рамок и испытать живые эмоции. Они, кажется, уже погибли в классическом балете, никто не танцует наполненно, со своим отношением и языком тела. Что человек 21 века может сказать в классике? Я не вижу этого.

Что нового вы нашли для себя в новой постановке Баядерка, в очередном классическом балете-сказке?


Это один из моих самых любимых балетов. Ранее в Латвии он еще не ставился. Конечно же, это сказка. Однако это жизненная сказка. Спектакль про любовь, предательство, смерть, жизнь после смерти - последнее действие происходит в царстве теней. Для меня это очень философский балет. Это одна из красивейших работ классического хореографа Мариуса Петипа. Однако это не только красивые танцы в нарядных индийских костюмах и декорациях, которые радуют глаз и развлекают, все это забывается уже спустя 5 минут после поднятия занавеса. Индийский воин Солор любит баядерку Никию, которая исполняет ритуальные танцы в храме, и при святом огне он клянется ей в вечной любви. К сожалению, проза жизни такова, что он должен взять в жены другую, богатую невесту, которую выбрали родители. Это принцесса, дочка раджи. К тому же Никия должна танцевать на их свадьбе, изображая счастье и радость. По поручению невесты, дочки раджи и якобы от имени жениха, ей подносят корзину с цветами, в которой спрятана змея. Никия погибает от смертельного укуса. Это невыносимая трагедия в жизни человека: тебя предают, а тебе при этом надо изображать радость. В жизни так бывает - когда уже поздно человек понимает, что уничтожил и потерял самое дорогое. После он пытается заполнить пустоту, только нечем. Умирает и Солор. Финал, в котором они с Никией встречаются в царстве теней - про прощение.

Трудно ли танцевать Солора?

Это одна из тяжелейших балетных ролей, т.к. спектакль очень долгий, каждое действие сложнее предыдущего. Это даже тяжелее, чем танцевать принца в Лебедином озере. Для того, чтобы действительно станцевать Солора так, как хотел этого Петипа, точно и хорошо, нужна основательная подготовка и школа.

Какая роль для вас самая близкая? Какая - самая неожиданная?

Я до сих пор это не выяснил для себя, потому что в принципе занимаюсь делом, которое очень люблю. Каждая роль, которую готовлю, в тот момент для меня самая любимая и сложности, которые бывают в процессе работы, не влияют на мое отношение. Если уж ты выбрал балет своей профессией, нужно учиться воспринимать его с умом. Нужно сохранять внутреннее спокойствие, учиться тому, чтобы эта профессия не сломала бы тебя ни физически, ни эмоционально, ни духовно. Самое сложное в балете - это оставаться человеком. Потому что балет может так сравнять с асфальтом, что потеряешь себя.

Неожиданной для меня была первая комическая роль, когда в балете Светлый ручей мне нужно было переодеваться в балерину и танцевать в пуантах. Это было весело и очень захватывающе, ведь до этого все мои герои были с трагическими судьбами. Сложнее всего было не впадать в другую крайность – в кич, потому что мужчина в женских одеждах - это очень опасная вещь. Это может любой сюжет сделать банальным и простоватым, так, что мама не горюй! Грань вкуса здесь очень тонкая, можно легко все превратить в капустник, нужно тонко ощущать, что могу, а что - больше нет, чтобы не перестараться и не начать преувеличивать, как только слышишь зрительский смех и восторженные аплодисменты.

Не жалеете, что уехали и обосновались в Риге?

Я счастлив, что в возрасте 20-ти лет сделал выбор и приехал работать именно в Латвийский балет в Ригу. Мне тут сразу понравилось, в то время был интересный репертуар, я здесь встретил людей, которые сыграли огромную роль в моей творческой судьбе, я пережил много счастливых моментов. Взять хотя бы незабываемый миг, когда у меня была возможность участвовать в творческом вечере звезды мирового балета - Михаила Барышникова в год моего приезда в Ригу, а также работать с хореографом Аллой Сигаловой. Позже Борис Эйфман приехал ставить свой балет Чайковский. Для меня это была очень творческая обстановка, такой объем информации, такие личности на моем пути.

Есть ли у вас Латвийское гражданство?

Поначалу я собирался получить гражданство, но в таком случае я должен бы был отказаться от гражданства Белоруссии. У меня есть разрешение на проживание и так жить проще, ведь я могу свободно ездить по странам Шенгена, а также навещать семью в Белоруссии и ездить в Россию. Я учу латышский язык, но больше мне нравится его слушать. Очень красивый язык. Понятно, что никакого референдума о государственном языке быть не должно было.

Вы в балете уже 17 лет. Хотели ли бы вы, как Марис Лиепа танцевать до ста лет?

Ой, нет. Больше всего я хотел бы уйти в тот момент, когда еще могу, а не тогда, когда на меня уже будет жалко смотреть, а мне все еще будет хотеться быть на сцене. Еще совсем немного хочу потанцевать, хотя уже давно готовлюсь к тому, что надо вовремя остановиться. Только это случится еще не в следующий и не в последующий сезон. Хочу развивать карьеру за пределами профессиии артиста балета. Хочу развиваться, чтобы не умереть душой, чтобы она все время трудилась. Не хочу превратиться в каменную статую, а хочу остаться чувствующим, мыслящим человеком. Ведь рутина съедает понемногу и незаметно. Вдруг, какой-то человек тебе больше не кажется интересным, вещи вокруг становятся неинтересными, пока в конце концов в твоих глазах пропадает искра и интерес к миру.

Я перестал планировать жизнь надолго вперед. Можешь без конца планировать, а жизнь в это время уведет тебя совсем в другую сторону. Часто замечаю, что живу в воспоминаниях и фантазиях о будущем, при этом я перестал себя чувствовать здесь и сейчас. Хватит! Теперь я хочу жить по-настоящему и получать удовольствие от людей, которые рядом и от того, что удалось сделать сегодня. Потому что завтра может и не наступить.

12.02.2012 Интервью года для газеты «День»

Перевод О. Яковлевой




Комментариев нет:

Отправить комментарий