Премьера. Когда тело живет по-другому. Впервые в Национальной Опере — спектакль современного танца

В субботу в Новом зале Латвийской Национальной оперы состоялась долгожданная премьера спектакля современного танца, первого в истории нашего балета. Это взгляд в другую сторону. Создательница постановки Aplam (русское название «Очень») хореограф Ольга Житлухина (на нижнем фото) предложила артистам балетной труппы жить на сцене «по-другому».

Первые два спектакля в минувшие выходные прошли с аншлагом. Таких горячих аплодисментов, такого искреннего зрительского порыва молодые артисты балета, наверное, еще и не встречали. Слишком далека большая сцена от зрительного зала — пространство, оркестровая яма и кулисы как-то гасят обмен энергиями. Тут все иначе. Артисты как на ладони. У каждого есть сольная партия, и у зрителя появляется редкая возможность узнать артиста с другой стороны, оценить естественную пластику его тела. При этом они работают коллективно, общаются друг с другом и языком современного танца показывают нам непростые взаимоотношения в балетном мире. Зритель жадно ловит каждое движение. Он захвачен действом. Ему любопытно, что произойдет в следующую минуту. Вот он — детектив, который обещал нам художественный руководитель национального балета Айварс Лейманис. Рассказать, как это было, трудно. Лучше все увидеть своими глазами. Это еще можно сделать 18 и 25 апреля, 26 мая.

«Хочешь?» — «Хочу!»

Год назад Лейманис предложил Ольге Житлухиной поставить в нашем Оперном театре спектакль. Понятно, что не классический, ведь Ольга — признанный специалист в области современного танца и с 2006 года возглавляет Международный фестиваль современного танца «Время танцевать», руководит его художественной частью. Ее постановки не раз показывались на фестивалях за границей, с гастролями она объехала пол-Европы и даже побывала в США.

На тот момент, по словам Ольги, как-то не срослось. Но Лейманис не успокоился и опять спросил: «Хочешь?» Она ответила: «Хочу!» — и принялась за дело, поставив перед собой задачу научить артистов балета по-другому дышать, ходить, двигаться, жить на сцене.

Условия работы не были тепличными. Никто не отдал Житлухиной артистов в полное распоряжение на три месяца. Репетировали урывками, ведь балетные заняты в репертуарных постановках. Не все, кто согласился на этот хореографический эксперимент, остались. Сначала было 17 человек, потом их стало четырнадцать, затем еще двое ушли. Но 12 артистов, в том числе Алексей Авечкин, Артур Соколов, Александр Латышонок, Юка Мияке, Наталья Липская, Карина Таранова, решили идти до конца. Они переступили через классическую школу и смогли отдаться современному танцу. Выдержали даже 12-градусный мороз, когда фотографировались на улице полураздетыми. Афиша с голыми ногами по щиколотку в снегу — не фотомонтаж.

Новая грань профессии

— Балет — это не только белые колготы и напомаженные щеки, — говорит Алексей Авечкин. — Я очень люблю классику, но наша профессия многогранна, и Ольга открыла для нас новую ее грань. Мы стали осваивать новую азбуку, новый язык танца. Весь мир говорит на нем давным-давно, а мы все ходим за ручку с Петипа. Сначала было такое ощущение, будто марсиане прилетели, я должен с ними общаться, но не знаю, как. В моей карьере современного танца не было, и я должен был учиться овладевать новой пластикой и другим подходом к профессии. Восемь лет я учился, пятнадцать танцую на сцене, а тут мне сменили дорогу. Куда, как идти? Невероятно сложно было. Но мне очень нравится.

— Была задача разобраться в себе и разбудить зрителя, чтобы он тоже это сделал, — добавляет Артур Соколов. — Ольга нас объединила современным танцем. Мы узнали друг друга с другой, чисто человеческой стороны.

В другой оси координат

Ольга Житлухина знала, на что идет. Она прекрасно понимала, как трудно будет ребятам перестраивать свое тело после классического балета, ведь 90 процентов их тренировок — классические. Говорит, что на репетициях ее спектакля только на эту перестройку уходило около часа. Тело помнит, что было с утра, а тут Житлухина говорит: «Давай это!» Артисты должны были по-новому ощутить каждый мускул и научиться им владеть. Еще труднее было повторить гениальное импульсивное движение.

— Мне интересно тело в другой оси координат, — уточняет хореограф. — Я верю, что тело любого человека уникально, особенно если работать над ним. Для танцора тело — валюта. И для того, чтобы совершенно владеть им, требуются время, сила, труд и страсть. Этот спектакль даст артистам новые перспективы для тела, поможет им в основной работе.

Новаторский подход часто подразумевает провокацию, скандал, эпатаж. Ольга не отрицает все это в хореографии, но придерживается реалистичной позиции в творчестве.

— Голых у нас нет! Здесь просто по-другому. Все! Зрители в Новом зале сидят иначе: вокруг сценической площадки на расстоянии не дальше 7-го ряда партера Большого зала. Другой свет от Игоря Капустина. Новое — текст (над ним работала драматург Инта Балода. — Прим. авт.), музыка (ее специально для спектакля написали Юрис Каукулис и Каспарс Тобис из группы Dzelzs Vilki), пение. Вы впервые слышите голоса артистов балета. Они очень интересно говорят и... пишут. Я просила их фиксировать свои размышления о современном танце (зритель может прочитать их в программке. — Прим. авт.). Вы видите балетных естественными и можете улыбнуться тому, как они себя ведут. Одеты они максимально просто — в одежду из наших магазинов.

О сюжете дискутировать сложно. В современном танце в принципе нет либретто. Это рассказ с помощью движений тела, и каждый в них видит что-то свое. У разных людей они рождают разные ассоциации. Если я расскажу, о чем этот спектакль, что вот он уходит, ей плохо или наоборот, то я ограничу восприятие зрителя рамками. А это не нужно.

У артиста балета выработана система: пришел — сделал станок — ушел. Вышел из-за кулис на сцену — станцевал свою вариацию — ушел. То есть всегда есть куда уйти. Здесь уйти некуда. 40 минут первого отделения, столько же второго ты должен быть впереди, перед всеми, таким, какой ты есть. Это уже детектив. Оказывается, быть самим собой на сцене очень трудно. И тогда ты сам решаешь для себя, это твоя жизнь или это твоя работа.

Оксана ДОНИЧ.                     http://zkola.ru/docs/index-695911.html


Донич О. Премьера : когда тело живет по-другому. Впервые в Национальной Опере — спектакль современного танца [Арlam]

Комментариев нет:

Отправить комментарий